На поволжском рынке страховых услуг сегодня доминирует предложение, что побуждает игроков привлекать клиентов за счет демпинга и "серых схем". Вопрос в том, как стимулировать спрос не менее эффективными, но цивилизованными методами, пишет издание.
На поволжском рынке страховых услуг сегодня доминирует предложение, что побуждает игроков привлекать клиентов за счет демпинга и "серых схем". Вопрос в том, как стимулировать спрос не менее эффективными, но цивилизованными методами
Наиболее актуальные проблемы отрасли и варианты их решения обсудили самар-ские страховщики за "круглым столом", который был организован журналом "Эксперт Волга". Поводом для встречи, состоявшейся 12 октября, стал рейтинг ста крупнейших компаний Поволжья на рынке добровольного страхования по итогам первого полугодия 2006 года. Рейтинг, подготовленный аналитическим центром "Эксперт Волга" (см. "Страховой передел" № 23 за 2006 год), стал одним из первых системных исследований регионального страхового рынка. Именно в этом качестве, по словам руководителя Инспекции Федеральной службы страхового надзора (ФССН) по Приволжскому федеральному округу (ПФО) Виктора Лисина, он оказался интересен тем операторам, которые в целях развития своего бизнеса отслеживают ситуацию в соседних субъектах РФ. Речь идет в первую очередь о реально конкурирующих между собой страховщиках из Самарской области и Республики Татарстан. Оценивая значимость рейтинга, руководитель регионального представительства Всероссийского союза страховщиков по ПФО Наталья Лисина отметила, что он нужен рынку как инструмент для повышения его прозрачности. Судя по высказываниям участников "круглого стола", профессиональное сообщество рассматривает публичный рейтинг поволжских страховых компаний как фактор, стимулирующий спрос. Для потребителя страховых услуг, заинтересованного в обоснованном (с финансовой точки зрения) размещении своих рисков, весьма важна аналитическая информация о страховщиках. Тем более если она имеет сопоставительный характер. А для производителей этих услуг рейтинг - своего рода зеркало, в котором отражается результат их усилий по продвижению страховых продуктов.
Ставка на личность - Основной канал продаж на страховом рынке Поволжья сегодня представлен агентами. Получается, именно им страховщики доверяют самое святое - стимулирование спроса? Наталья Никитина, исполнительный директор компании "Самара-АСКО": - Интерес населения к страхованию растет по мере роста благосостояния: дорогие машины, собственные квартиры и дома представляют реальную ценность для своих владельцев. Но пока агент не дойдет до них лично, инициативы по заключению договора они не проявят. Валерий Старов, директор самарского филиала страховой компании "Уралсиб": - Действительно, более половины от общего объема продаж в нашей компании приходится на страховых агентов, и эта ситуация будет сохраняться еще долго - пока не разовьются другие каналы, к примеру, Интернет, который дает сейчас не более 1-1,5 процента.
Владимир Золотарев, директор самарского филиала компании "Росгосстрах-Поволжье": - У нас, наверное, самая широкая в регионе агентская сеть (более 1300 человек). Это наш главный канал дистрибуции, на втором месте - офисные продажи, на третьем - партнерские договоры. Однако "агентская" доля постепенно уменьшается: в 2003 году, когда ввели ОСАГО, она составляла 97 процентов, по итогам 2005 года - 60 процентов, а в перспективе мы хотим довести ее до 40?45 процентов. Меньше вряд ли получится, поскольку есть такие виды услуг (например, страхование имущества физических лиц), к которым без агентов трудно подобраться.
- Для нынешнего агентского корпуса характерны слабый приток молодежи, большая текучесть кадров и отсутствие лояльности - многие агенты работают одновременно на несколько компаний. Что делается для решения этих проблем?
Наталья Лисина: - Всероссийский союз страховщиков уже принял положение о сертификации страховых агентов, где четко регламентирован их статус. По всей видимости, эти требования будут включены и в закон о саморегулируемых организациях, которым передаются многие функции по контролю страхового рынка.
- Может быть, перспективы канала личных продаж связаны с развитием института страховых брокеров?
Владимир Золотарев: - Эта консалтинговая услуга нужна рынку: агент представляет интересы того страховщика, который ему платит, а брокер - интересы клиента, причем перед всеми страховыми компаниями. Более того, многие страховые агенты фактически уже сегодня являются брокерами, поскольку они, как было отмечено, представляют несколько компаний. Правда, никаких разрешительных документов на этот вид деятельности у них нет. Когда такая ситуация будет исключена за счет того, что регулятор снимет пробелы в законодательстве, мы увидим четкое разделение на агентов и брокеров.
Виктор Лисин: - На Западе распространены страховые магазины, где людям предлагают различные страховые продукты. Этот опыт пытались воспроизвести и в России. Однако он не прижился - в первую очередь из-за низкого уровня платежеспособного спроса и страховой культуры. Тем не менее, брокерские конторы на нашем страховом рынке есть, правда, они действуют в интересах юридических лиц, проводя предстраховую экспертизу и помогая оптимальным образом разместить риски. Пока этот институт не развит, но за ним будущее.
Валерий Старов: - Агент нужен для дистрибуции страховых продуктов, ориентированных на физических лиц, а для обслуживания бизнес-структур нужен гораздо более квалифицированный специалист - брокер. Да и страховщикам с таким посредником работать проще: клиент часто не знает специфики рынка и страховых продуктов, а потому склонен руководствоваться не совсем уместными в данной ситуации соображениями и принимать не вполне адекватные решения.
Владимир Золотарев: - По моим наблюдениям, брокеров нанимают в двух случаях - когда бизнес ведется в разных странах со своей спецификой страховых рынков и когда он диверсифицирован по видам деятельности, для каждого из которых есть свои страховые продукты.
Спрос по принуждению - Введено ОСАГО, готовится закон об обязательном страховании опасных производств, на очереди страхование строительных рисков. Насколько такие действия со стороны регулятора в лице государства помогают разогреть спрос на страховые услуги? Виктор Лисин: - Я не думаю, что эта тенденция сильно стимулирует спрос. Вспомните, сколько времени пробивался закон об ОСАГО: только фаза активного его обсуждения заняла лет двадцать! Вряд ли в ближайшее время рынок ждет обилие новых видов обязательного страхования.
Владимир Золотарев: - Спрос будет расти скорее за счет добровольно-принудительных видов страхования. Я имею в виду, в частности, страхование залогового имущества, принятое в таких динамично растущих сегментах, как потребительское и ипотечное кредитование.
Валерий Старов: - Потенциал роста рынка за счет развития добровольных видов страхования, на мой взгляд, составляет процентов двадцать. Основным фактором здесь являются инициативы государства и активность в смежных отраслях экономики, о которой говорил коллега Золотарев. По-настоящему добровольное страхование начнется, когда бизнесмены перестанут считать страховые взносы пустыми расходами. Когда они будут реально оценивать риски, с которыми связана их деятельность, и не занижать стоимость самого бизнеса.
- Этому наверняка будет способствовать рост доходов предприятий - ведь экономика поволжских регионов развивается динамично.
Владимир Золотарев: - В этом отношении я могу сослаться на данные социологических исследований, согласно которым в 2005 году число респондентов, воспринимающих страхование как экономически обоснованный вид затрат, впервые превысило число тех, кто придерживается противоположной позиции. Что же касается спроса на поволжском страховом рынке, он будет увеличиваться уже потому, что по уровню проникновения страховых услуг нам до развитых стран мира еще далеко.
Новые перспективы даст "длинная жизнь" - Наращивание спроса на страховом рынке важно и для других сфер экономики. На Западе именно страховщики являются крупными - стратегическими - инвесторами. Валерий Старов: - Для этого у страховых компаний должны появиться "длинные" деньги, а принести их может только долгосрочное накопительное страхование жизни.
Владимир Золотарев: - Абсолютное большинство договоров сейчас заключаются на один год, и под них надо формировать довольно большие резервы. К тому же мы не можем выбирать, куда размещать ресурсы - этот вопрос жестко регламентирован государством. Получается, наши страховщики быть инвесторами пока не могут. Однако западный опыт свидетельствует: рынок накопительного страхования жизни растет вместе с ростом среднего дохода на душу населения и активизируется, когда этот показатель приближается к уровню 300?500 долларов. Применительно к России это означает, что спрос на "длинную жизнь" начнет увеличиваться, когда подушевой доход достигнет уровня 10 тыс. рублей. Для ряда поволжских регионов это вопрос ближайшего будущего. Юрий САХАРОВ
Вся пресса за 23 октября 2006 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Тенденции
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
29 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты, 29 ноября 2024 г.
В Китае начали предлагать страховку на случай смерти из-за переработок
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 10 месяцев
|
|
ГТРК Мордовия, 29 ноября 2024 г.
Суд признал троих граждан региона виновными в покушении на мошенничество в сфере страхования в крупном размере
|
|
Медвестник, 29 ноября 2024 г.
Верховный суд разобрался со спорными делами в системе ОМС
|
|
За рулем, 29 ноября 2024 г.
В России хотят поменять правила компенсационных выплат по ОСАГО
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 29 ноября 2024 г.
Евгений Уфимцев назвал три вектора борьбы с мошенничеством
|
|
ПРАЙМ, 29 ноября 2024 г.
Банк России отметил сокращение чистой прибыли страховщиков
|
|
Ставропольская правда, 29 ноября 2024 г.
Аграрии Ставрополья получили выплаты по страховым контрактам в сфере растениеводства
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Парламент Азербайджана утвердил поправки в закон «О медицинском страховании»
|
|
Тренд, Баку, 29 ноября 2024 г.
В Азербайджане аптечные организации смогут участвовать в ОМС
|
|
Дума ТВ, 29 ноября 2024 г.
Кирьянов предложил ввести обязательное страхование для маркетплейсов ради защиты прав потребителей
|
|
it-world.ru, 29 ноября 2024 г.
Персонализация на практике: как данные помогают банкам и страховщикам строить отношения с клиентами
|
|
АвтоВзгляд, 29 ноября 2024 г.
За ДТП, случившееся по вине водителей без ОСАГО, заставят платить страховщиков
|
|
Финмаркет, 29 ноября 2024 г.
Премии страховщиков ОСАГО за 10 месяцев выросли на 2,5%, выплаты - на 13,5% - РСА
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Парламент одобрил в III чтении включение лекарственных препаратов для амбулаторного лечения в ОМС
|
|
Агробизнес, 29 ноября 2024 г.
Госдума работа над поправками в закон о сельхозстраховании
|
|
Интерфакс, 29 ноября 2024 г.
Трое жителей Мордовии осуждены условно за попытку мошенничества со страховкой
|
 Остальные материалы за 29 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|